Краски жизни - Женский портал

Супружество зиждется на верности. Что делать в случае измены? Венчание и измена — как поступать жене? Венчанный брак муж изменяет

Церемония венчания становится все более востребованной в последнее время. Многих новобрачных волнует ответ на вопрос о том, допустимо ли венчание после измены. Все прегрешения супругов до обряда венчания не имеют значения.

Священный церковный обряд венчания – это ритуал, который проводится с целью получения благословения Господа на совместную семейную жизнь и рождение детей. Многие современные пары устремляются в церковь сразу же после ЗАГСа, венчание сегодня – модный атрибут свадебной церемонии. Однако далеко не все молодожены в полной мере осознают всю ответственность этого мероприятия. Этот ритуал предназначен для духовного и физического объединения влюбленных, должен проводиться при взаимном согласии и полной уверенности в силе своих чувств.

Определенные обязательства накладывает на супругов венчание. Измена, в этом случае, обретает статус греховного действия. А вот если измена произошла до церемонии венчания, то это не становится препятствием для заключения брака «на небесах». Главное, чтобы оба супруга действительно любили друг друга и хотели прожить в любви и согласии всю жизнь. А вот измена после венчания – большой грех, предательство по отношению ко второй половинке, проявление неуважения к церкви.

Многие венчанные православные пары считают, что после измены или развода пары венчание аннулируется. На самом деле, это не так. Разорвать эти невидимые узы, связывающие супругов, может только смерть одного из них. Гражданский брак можно расторгнуть, поставив штамп в паспорте, а вот развенчаться так просто не получится. Если обманутый супруг способен пережить и простить измену, то и Господь готов простить этот грех, если изменщик(ца) придет в церковь, исповедается и действительно раскается в этом поступке.

В случае если измена или другие обстоятельства стали причиной для развода венчанных супругов, они могут развенчаться в церкви, чтобы снять с себя обязательства, данные перед Богом. Однако это довольно сложная процедура, ведь необходимо получить соизволение Епархии на расторжение венчания. При этом считается, что если человек изменил, находясь в духовном браке, в будущем он не может больше венчаться в церкви. Соответственно, венчаться следует при полной уверенности, что спутник(ца) жизни – это тот человек, с которым планируется провести остаток жизни в любви и согласии. Именно поэтому, священнослужители не рекомендуют венчаться молодоженам сразу же после оформления гражданского брака, советуют прожить вместе несколько лет, чтобы проверить искренность и силу собственных чувств.

Таинство Венчания – священная духовная процедура, направленная на сохранение семьи. Даже факт измены и предательства не может служить поводом для разрушения этих невидимых уз. Более того, венчанная пара все равно будет стремиться к примирению и сохранению семьи, ведь сам Господь благословил этот союз. Главное, чтобы сами супруги пришли к согласию, предатель раскаялся, а обиженный смог простить провинившегося. Даже если этого не произойдет, и венчанные супруги разведутся, на небесах их брак по-прежнему будет действителен – их будет тянуть друг к другу, а любовные отношения с другими людьми не будут складываться благополучно. Особенно сложно окончательно расстаться венчанной паре, имеющей общих детей. Их духовная связь настолько сильна, что ее очень сложно разорвать. При этом дети, родившиеся у венчаной пары, считаются более счастливыми и здоровыми, нежели в обычной семье. Часто такие супруги, даже после измены не могут окончательно разорвать отношения, ведь сам Иисус заботится о сохранении этой семьи.

Венчание после измены вполне возможно, в случае если супруги простили друг другу прошлые обиды и искренне раскаялись в содеянном. А вот измена, свершившаяся после венчания — большой грех.

Геронда, в советское время в России практически был разрушен церковный уклад семьи и сам православный образ жизни, на протяжении веков поддерживаемый государством. В результате грешить перед Богом мы стали значительно больше. На практике Церковь вынуждена сегодня идти на серьезные послабления в отношении наложения епитимий, например, за совершение смертных грехов. Возможны ли подобные послабления, если человек разрывает брачные узы? Как в дальнейшем спасаться разведенным? Вы правы, тоталитарный коммунистический режим, который господствовал в России около семидесяти лет, разрушил установленные ценности и институты, воевал с Церковью. Потерялось (дословно «ослабело» - пер.) правильное понятие брака, Таинства Брака, и, как следствие, современные русские не венчаются или же, если и венчаются, не имеют веру в Таинство Бракосочетания.

Развод при венчанном браке

Разводы - бич нашего времени. Тем страшнее, если распадаетс венчанный брак.


Не меньшая беда - так называемый «брак гражданский».

Важно

Каковы духовные последствия разводов и «гражданских браков», как они могут отразиться на благополучии супругов и их детей даже спустя многие годы - рассказывает игумен Ватопедского монастыря Святой Горы Афон архимандрит Ефрем.


Внимание

Геронда Ефрем, отличаются ли духовные последствия распада «гражданского брака» и церковного, венчанного - так называемого «развенчания»? Церковь благословляет супружескую пару церковным браком (венчанием).

Чада Церкви обязаны вступать в брак в лоне Церкви. Поскольку само священнодействие венчания является таинством, то и сам брак, который благословен Церковью, является таинством, нерушимым во веки.

« Гражданский брак» не действителен с церковной точки зрения.

Измена в венчанном браке: последствия для мужчин и женщин

Как быть людям, оказавшимся в подобной ситуации? Даже в таких случаях и за таким браком стоит Божий Промысл.
Жена должна проявить терпение, но терпение не пассивное, а с упованием на Бога.

Иногда дело не в том, что супруг изменился, а в том, что сами женщины, увлекаясь своими мечтаниями, создают фантастический портрет будущего мужа.

Но знайте, что даже в случаях так называемой идеальной любви возникают проблемы, если не сразу, то обязательно когда-нибудь.


Настоящее единство и любовь супружеской пары достигаются только во Христе.
Вначале могут быть и чувства, без них не обойтись, но отношения мужа и жены должны качественно улучшаться: стать бескорыстными, истинными, любвеобильными, жертвенными.
Все это появляется и существует тогда, когда супруг и супруга понимают, что их объединяет Христос, когда оба живут Христовой любовью.

Брак — нерушимое таинство

Отец Ефрем, какова доля ответственности супругов за развод, когда они разводятся, не имея на то канонических церковных оснований? Ответственность разделяется ровно пополам.

Однозначно, что неправильно поступили, когда развелись, но, как бы то ни было, мало-помалу должны заново обрести себя с церковной и общественной точки зрения.

Этого можно добиться с помощью духовника. Кроме этого, у обеих сторон должно быть самое искреннее и с великой любовью отношение к воспитанию детей, супруг же, который уже не живет с детьми, должен заботиться и о их пропитании. Геронда, как поступать в ситуации, когда, например, муж живет своей жизнью, своими интересами, не проявляет должной заботы ни о материальном благополучии семьи, ни о духовном и церковном воспитании детей? Ни в коем случае нельзя отчаиваться.
Обратимся к нашей матери Церкви. Оттуда можем почерпнуть настоящее утешение.

Церковный развод?

У таких детей много душевных ран, которые в большинстве случаев скрыты от постороннего глаза. Если с нашей помощью эти дети полюбят Бога, думаю, что будут решены все их душевные проблемы. Любовь к Богу лечит все. Где нет человеческого утешения, туда приходит божественное утешение.

Все психологические и иные проблемы, с которыми может столкнуться чадо разведенных родителей в межличностных отношениях с другими людьми, преодолеваются, исцеляются во Христе.

Можно ли разводиться после венчания? отношение церкви к разводу

Форум Оптиной Пустыни Но очень скоро муж ушёл из семьи, и не факт, что по измене своей по отношению к жене, а может просто потому, что не выдержал испытаний семейной жизни.

Жена «не подарок» - капризна, требовательна, не постоянна, суетна и легкомысленна и т.д.

(ну как всегда - в чужом глазу соломину видел, а в своём бревна не замечал), не понимал муж, что какая бы жена «плохая» не была, но она уже не отделимая от него часть его естества. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Развод осуждается Церковью как грех. ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям.» Т.е.

вот где и вот о чём говорится, как о грехе. Речь о разводе.

Post navigation

Она не то, что в 50 себе никого не найдёт, ей уже и в 30 себе сложно найти кого-то^ потому что 14-летние уже безбожно живут, и уже на всё согласны. Поэтому, эти сожительства без взаимных обязательств - это убийство женской судьбы. …

Поэтому женщина здесь в полном проигрыше - ею просто пользуются, а она - дурочка думает, что её рано или поздно полюбят.

Да не полюбят её! Если сначала всё хорошо – то и будет хорошо. А если сначала всё плохо – то без обязательств так оно всё и заканчивается. Вообще, женщину тем дольше любят, чем дольше хотят. Если женщину добиваются и хотят долго, то потом, добившись, любят очень долго, это психологический закон, открытый очень давно. Почему важно ухаживание? Почему важна неприступность некоторая, пускай даже и наигранная? …Потому что дольше счастье продлится! Она дольше будет с ним и он с нею, чем дольше он будет её хотеть и к ней стремиться.

Является ли повторный брак – прелюбодеянием?

Людей ведь не держит венчание! Это раньше люди, как Пушкинская Татьяна, говорили: » Вот я другому отдана и буду век ему верна», хоть она и любила Онегина и тоже в ней сердце колотилось, когда она его увидела… Также и Маша Дубровскому говорит: «Поздно, я обвенчана»! Сегодня ни для кого не будет препятствием венчание, чтобы переступить через совесть, уйти, в адюльтер залезть, в гречку скакнуть, разрушить одну семью, начать другую семью… Не держит людей венчание! Не держит! Кто из вас этого не знает? Даже священников венчание не держит, и священники разводятся! И матушки изменяют священникам нередко, что у нас волосы дыбом поднимаются – мы этих историй знаем массу! Людей ничего больше не держит, люди осатанели! Поэтому стоит вопрос, что не всех надо венчать, некоторых нужно гнать от венчания! А с некоторыми долго долго работать, чтобы приготовить их к венчанию.
Оглавление:

  • Развод невенчанного брака грех
  • Почему близость невенчанных является смертным грехом?
  • ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви
  • Можно ли после развода вступать во второй брак?
  • В Сумах появится 800-метровая велодорожка
  • Если ваш брак протянет 10 лет, то после этого можно венчаться
    • Проект документа - Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)
  • Считается ли грехом невенчанный брак?
  • Хорошие новости
  • Форум Оптиной Пустыни
  • Невенчаный брак

Развод невенчанного брака грех «Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
Как может человек приступать к Божественному Причастию, живя с другим человеком в супружеских отношениях без благословения Церкви? В древности, и сейчас в некоторых приходах Греции, Таинство Бракосочетания совершалось во время Божественной Литургии, и новобрачные сразу после венчания причащались Святых Христовых Таин.

Разведенные не извергаются из лона Церкви, остаются ее чадами, но имеющими некоторые душевные раны, которые надо лечить.

Следовательно православный духовный способ лечения, особенный для каждого разведенного, который применит рассудительный духовник, будет иметь желанный результат правильного возвращения и соучастия разведенного в Святом Причастии в то время, которое духовник сочтет подходящим. Церковь пастырски печется и болеет за самого злейшего преступника, желая его спасти, поэтому невозможно, чтобы она не радела о спасении разведенных.

Венчание – красивый и таинственный обряд, несущий в себе цель скрепить божественным благословением обоюдное желание жениха и невесты создать семью. Над брачующимися произносятся молитвы, и будущие муж и жена дают друг другу клятву в вечной верности. К сожалению, на практике многие венчанные браки, несмотря на данные у священного алтаря обеты, проходят через испытание изменой одного из супругов. Зачастую это заканчивается так же, как и в семьях, где пары не освящали свой союз в церкви, то есть разводом. Многих волнует, существует ли церковное наказание и можно ли сохранить венчанный брак после измены?

Всего столетие назад все молодожены проходили через обряд венчания. После Октябрьской революции появилось такое понятие, как «гражданская регистрация», которая стала альтернативой церковному заключению брака. На протяжении восьми десятков лет большинство семей нашей страны рождалось не в храме по благословению священника, а в ЗАГСе в присутствии регистратора.

Теперь, когда религия уже не подвергается гонениям и нет никаких внешних препятствий для того, чтобы принимать участие в таинствах церкви, многие пары приходят в церковь, чтобы освятить свой союз. Однако совсем немногие из них по-настоящему осознают подлинный смысл этого священного действа. Кто-то решает венчаться только из внешней красоты обряда. Кому-то кажется, что венчание сможет уберечь супругов от размолвок, хотя любой священник подтвердит, что венчание – это не заклинание, дающее гарантию счастливой семейной жизни. К сожалению, многие семейные пары, над которыми был совершён этот обряд, сталкиваются с теми же проблемами, что и семьи, ограничившиеся официальной регистрацией в ЗАГСе. И супружеская неверность – одна из них.

В Библии указывается только одна каноническая причина для расторжения брака – это грех прелюбодеяния, то есть измена одного из супругов. При этом пострадавшая сторона имеет право остаться безбрачной или вступить в новый брак. В свою очередь, супруг, виновный в крушении семьи, может второй раз жениться или выйти замуж только по истечении срока епитимьи церковного наказания, назначаемого за определённые грехи. Наложить епитимью может духовник, она не является ограничением прав верующего или изобличением его перед другими прихожанами. По правилу, она должна стать инструментом к духовному исцелению. Епитимья это урок, назначаемый с целью избавления от греха, который, при должном отношении, способен зародить стремление к духовному подвигу.

Епитимья назначается в соответствии с возможностями конкретного человека и сугубо по его доброй воле. Ведь если наказание будет непосильным, тогда подобная мера может отвернуть прихожанина от церкви или пошатнуть веру в Бога, что противоречит основной задачи наложения епитимьи.

Интересно. Вопреки распространённому мнению, такого понятия, как «развенчание», в церковной традиции не существует. В церкви можно лишь получить разрешение на повторный брак, которое даёт епископ. При этом детальному рассмотрению подлежит каждый отдельный случай подобного прошения.

Почему именно супружеская измена названа самим Богом как единственная причина к разводу? На самом деле брак в христианском понимании – это союз двух людей, которые становятся одной плотью. Семья считается единым живым организмом, где все её члены неразрывно связаны между собой. Измена оскверняет освещённый Богом союз и как бы разрывает эту «плоть». Поэтому последствия измены после венчания сравниваются с убийством живого существа, которым является брак. Таким образом, в случае неверности одного из супругов церковь не благословляет расставание мужчины и женщины, которые поклялись друг другу в вечной любви и верности, а только констатирует, что семья, по сути, мертва.

Важно! Развод по причине прелюбодеяния допускается только в православии и протестантизме. Католическая церковь не признаёт разводов вообще.

Хоть супружеская измена и считается тяжким грехом, но, несмотря на это, церковь допускает возможность сохранения брака, в котором произошла подобная трагедия: лишь в случае искреннего раскаяния неверного супруга или супруги и готовности пострадавшей стороны простить и принять обратно свою половинку. Кстати, церковь советует всем своим прихожанам при возникновении разного рода конфликтных ситуаций в семье прибегать к пасторской помощи опытных духовников. При этом РПЦ (Русская Православная Церковь) призывает приходить на разговор двоим супругам, чтобы священник мог составить для себя более полное представление о сути разногласий и направить разговор между мужем и женой в нужное русло.

Важно! РПЦ признаёт брак, зарегистрированный в ЗАГСе, законным и призывает своих прихожан придерживаться всех правил духовной христианской жизни со своими гражданскими супругами (не путать с так называемым «гражданским браком», который церковь классифицирует как блудное сожительство).

При систематических изменах и твёрдом нежелании неверного супруга сохранять брак, церковь признаёт развод. Более того, большинство современных духовных отцов РПЦ призывают женщин и мужчин, чьи законные супруги ведут себя подобным образом, не терпеть этого «глумления над святыней брака» и уходить от изменщика. Объясняется это тем, что дети, живущие в семье, где один из родителей ведёт распутный образ жизни, получают тяжёлый нравственный ущерб, что может отрицательно сказаться на их будущей жизни.

Интересно. Церковь признаёт законными сексуальные отношения исключительно между людьми, соединёнными узами брака. Любое сожительство вне супружеской спальни считается блудом.

Что же касается случаев, когда один из супругов испытывает интерес, в том числе и сексуальный, к кому-то на стороне, при этом до физиологической измены дело не доходит? Конечно, такую ситуацию нельзя приравнивать к тем, когда муж или жена имеют половые отношения с кем-то помимо своих законных супругов. Однако в Библии есть чёткое указание: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (От Матфея 5:28)». Иными словами, если одного из супругов очень тянет «сходить налево», то это уже звоночек, к которому нужно отнестись максимально серьёзно, даже если внутри семьи всё по-прежнему остаётся в рамках благопристойности. Верность своему венчальному обету – это не только отсутствие внебрачных сексуальных связей, но и постоянная готовность супругов сделать всё, чтобы сохранить своё духовное единство.

Венчание — это серьезный и осознанный шаг в жизни мужчины и женщины. Если в дореволюционное время венчание являлось единственным способом узаконить брак, то сегодня венчаются немногие пары. Но со временем церковные устои и правила несколько изменяются. Например, сегодня, пройти церковное таинство могут только люди, уже заключившие брак. И это справедливо, так как у семейной пары есть время подумать и осознанно решиться на венчание. В связи с этим возникает много вопросов, в том числе, что означает измена в венчанном браке.

Значение обряда венчания

Этот обряд церковного таинства связан, прежде всего, с благословением Божьим. Поэтому венчанный брак считается серьезным и не допускает никаких прегрешений. Люди, решившие венчаться, верят в Бога, и, значит, понимают, какое наказание ждет их в случае совершениях грехов. Принято считать, что венчанный брак требует гораздо большей ответственности, терпимости и духовности. И требовать нужно не от своего партнера, а от себя, в первую очередь. После брака муж и жена должны жить по законам и заповедям Божьим, а любые сомнения и конфликты всегда поможет разрешить батюшка. Но, с другой стороны, венчание – это не гарантия счастливой и безбедной семейной жизни. Венчание – это обряд, свидетельствующий о том, что пара духовно созрела для семейной жизни, готова к жертвенности, к любви не только физической, но и духовной. Такой подход венчанных супругов к семейной жизни в будущем поможет справиться с проблемами, обдуманно разрешать конфликты и быть достойным примером детям. Поэтому не нужно ждать, что само по себе венчание уже обеспечит счастливую семейную жизнь, отсутствие проблем и конфликтов. После обряда нужно продолжать жить с добродетелью в сердце и доме, и помнить, что жизнь их на виду у Господа Бога.

Требования к венчанию

У церкви существуют определенные правила насчет того, кому можно, а кому нельзя венчаться:

  • необходимо быть крещенными обоим венчающимся;
  • не состоять в браке с другим лицом;
  • венчающиеся не должны приходиться друг другу родственниками до четвертой степени по крови, а также в духовном родстве (крестные родители и крестники);
  • нужно иметь совершеннолетний возраст;
  • иметь обоюдное согласие на венчание.
  • лицам других религий;
  • родственникам кровным, также приемным родителям и детям;
  • лицам одного пола, также лицам, сменившим пол при помощи операции;
  • несовершеннолетним и душевнобольным;
  • лицам, уже ранее заключавшим брак три раза.

Развенчание

Расторжение брака по церковным законам возможно, но для этого должны быть веские причины:

  • измена одного из супругов;
  • принятие одним супругом другой веры;
  • противоестественные пороки (к примеру, гомосексуализм);
  • бесплодие;
  • пропажа без вести или тюремное заключение;
  • покушение на жизнь одного из супругов или детей;
  • неизлечимые болезни, в том числе СПИД, алкоголизм, наркомания;
  • аборт жены без согласия мужа

К сожалению, список причин, которые могут расторгнуть церковный брак, постоянно пополняется. И одна из них – измена одного из супругов.

В современном обществе отношение к изменам довольно легкое. Существуют стереотипы, что измены укрепляют брак, что все мужчины хотя бы раз изменяют своим женам. Но на самом деле, скорее всего, эти стереотипы и придуманы людьми, далекими от моральных истин. На вопрос, можно ли изменять в браке, священник любой религии ответит отрицательно. Измены после венчания означают осквернение супружеского ложа и поэтому могут стать причиной развенчания. Измена в венчанном браке – это тяжкий грех, который, однако, может быть прощен.

Венчание и измена, недопустимые в сочетании понятия, тем не менее, встречаются в жизни все чаще. О том, что измена – это тяжкий грех говорится в Библии в Седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй. Совершая грех против семьи, ты не найдешь счастья». Это на самом деле так. Любая измена несет за собой массу печальных последствий: обиды, разочарования, скандалы, разводы. Обретя через измену другую семью, тоже нельзя быть полностью счастливым, ведь новый партнер, зная о склонности к неверности, будет постоянно подозревать, не доверять. Больше всего, конечно, от невинных, казалось бы, интрижек и измен, страдают дети. Им нелегко понять, почему родители не могут прийти к взаимопониманию, а развод всегда переносится детьми трагически.

К тому же измена наносит огромный урон душевному равновесию. Неважно, мужская или женская измена, тот, кто изменяет, всегда будет чувствовать вину перед своей половиной. Так же желание скрыть неверность ведет к еще одному греху – лжи. Человеку приходится врать и изворачиваться, чтобы скрыть факт измены.

Неверностью Церковь считает не только факт полового акта с другим мужчиной или женщиной. В Евангелии считается, что измена начинается с дурных мыслей: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём».

Что делать, если произошла измена после венчания

Можно много говорить и рассуждать о том, почему люди изменяют: оправданий этому найдется с десяток. Но церковь делит измены всего на два вида:

  • измена, совершенная из-за порочности и безнравственности человека:
  • измена, совершенная по ошибке, из-за которой человека грызут угрызения совести.

Конечно, и тот и другой случай – это грех. Но гордыня – это тот же грех, поэтому прежде чем категорически обрубать все нити, связывающие брак, нужно подумать, ведь возможно прощение. Сам Бог призывал людей прощать.

Стоит посмотреть на измену с двух сторон: венчанного изменника и того, кому изменили. Обязательно разобраться в причинах неверности, если супруг в этом раскаялся, то лучше простить. Но важно после не вспоминать об этом случае, не упрекать лишний раз. Простить не всегда легко, но, может, это и есть тот случай, когда нужно обратиться к духовному наставнику?

Если же измена произошла с вашей стороны, не нужно себя оправдывать, вы виноваты в том, что поддались искушению, что совершили ошибку. Но помните. Что раскаянный грех всегда прощается. Если же чувство вины не приходит, значит, у человека неправильные представления о семье, о религии.

  1. Признание. Самый первый шаг – это признание в измене. Конечно, это нелегко, но лучше, если об измене ваша половина узнает от вас. Это говорит о сожалении, о стремлении исправить ошибки.
  2. Покаяться. Виноватого человека всегда грызет совесть, поэтому нужно, в первую очередь, покаяться перед собой, перед Богом, перед своей половинкой. Если раскаяние искреннее, то и прощение, и облегчение души наступит скоро.
  3. Устранить причин измену. Зная, почему произошла измена, нужно провести большую работу над собой, над семейной жизнью, чтобы эта проблема никогда не посетила больше ваш дом.
  4. Извиниться и принять решение супруга. Нужно понимать, что вас могут и не простить. А кому-то может понадобиться время. Поэтому нужно запастись большим терпением, чтобы пережить этот сложный период.

Возможно ли венчание после измены?

Изменив один раз, человек должен знать, что венчание после измены невозможно. Гражданский брак расторгнуть легко, оформив соответствующее решение, развенчание же это процесс очень долгий. Но если развенчание произошло по причине измены, то больше обвенчаться уже не получится, потому что духовная составляющая брака уже разрушена. А теперь представьте, что через время супруги смогли простить друг друга, но драгоценное время утеряться, и вернуть статус венчанных супругов уже нельзя. Нужно ответственно подходить как к обряду венчания, так и к процессу развода.

Последствия после измен в венчанном браке

Если произошла измена после венчания, последствия ее печальны, и, как правило, напоминают о себе долгое время. Что же ждет венчанных мужчину и женщину, совершивших адюльтер?

  1. человека будут преследовать чувства вины и угрызений совести, из-за чего он не сможет обрести гармонию с самим собой;
  2. появится чувство стыда перед детьми, родственниками, друзьями, коллегами;
  3. даже если брак удастся спасти, вторая половина с трудом сможет забыть случившееся
  4. неумение справляться с искушениями, приведет к замкнутому порочному кругу;
  5. в случае развода, второй брак станет продолжением совершенных ошибок;
  6. дети не будут видеть в родителях достойного примера, в результате чего создадут такие же неполноценные семьи.

Из всего сказанного хочется сделать один простой вывод: решаясь на венчание, нужно подойти к этому вопросу очень серьезно. Многие священники советуют проходить обряд церковного таинства через несколько лет отношений или брака, когда проходит слепая влюбленность и остается только уважение и глубокая любовь друг к другу. Ни в коем случае венчание не должно становиться модной традицией, тенденцией, взятой из фильмов. Конечно, величественная церковь, проникающая музыка, таинство древнего обряда – это красиво и романтично. Но это брачующихся должно заботить в последнюю очередь. Главное – жизнь по законам Божьим, которая незаметно избавит семью от многих мирских проблем.

Преподаватель Священного Писания Нового Завета Московской духовной академии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще протоиерей Георгий Климов разъясняет один из самых, к сожалению, актуальных вопросов сохранения семьи. Что делать, если одна из сторон в браке изменила? Как единогласно учат поступать в данном случае Евангелие, опыт Церкви и наставления святых отцов?

Один из важных аспектов евангельского учения о браке раскрывается в 19-й главе Евангелия от Матфея. Фарисеи подходят к Спасителю и искушают вопросом: позволительно ли разводиться с женой? На что Господь отвечает: Моисей дал вам разводное письмо (то есть предусмотрел возможность развода) по жестокосердию вашему.

Однако Сам Господь все же говорит о единственной причине, по которой допустим развод, – это вина прелюбодеяния. В последующее время Церковь была неуклонно верна этому евангельскому воззрению. В лице отцов и учителей Церкви она всегда стремилась провести в сознание и жизнь своих членов ту идею, что брак есть союз неразрывный и неприкосновенный во всех случаях, кроме вины прелюбодеяния.

«Священное Писание, – учит Климент Александрийский, – узаконивает брак на условии нерасторжимости его, это открывается из ясного постановления Господом следующего закона: Не разводись с женой твоей, кроме вины преступной связи».

Ему вторит Ориген: «Спаситель отнюдь не допускает расторгать брак по какому-либо иному прегрешению, как только одному прелюбодеянию, обретенному в жене».

В чем же кроется разрывающая брак сила этого прегрешения? Блудник выходит из союза брачного, умирает для него. Но если прелюбодеяния нет, то «отпускающий попирает самую брачную основу, разлучает то, что Бог сочетал законом природы и освятил в христианстве нарочитым Таинством».

Такое объяснение одним из толкователей расторжения брака основывается «на возведении естественной связи мужчины и женщины в истинно таинственную – Христову. Здесь брак не просто совместное сожитие, но прежде и больше всего – христианский долг воспроизводить в нем те отношения, какие существуют между Господом и Его Церковью. Это именно и выражается в классическом месте Еф. 5:32, где речь далеко не о простом сравнении… и показывает, что брак требует взаимной самопреданности в целях духовно-нравственного усовершенствования до возраста исполнения Христова (Еф. 4:13) и себя, и своего потомства в качестве членов Церкви. Поэтому он и должен быть нерасторжимым столько же, сколько вечно общение Искупителя с верующими. Но с другой стороны, он не менее решительно и уничтожается, раз этот принцип нарушен кем-то из супругов, – и глава оказывается без тела, или наоборот» (Ориген).

Подтверждение той мысли, что по причине прелюбодеяния уничтожается брак, содержится и в творениях отцов-доникейцев. Так, Ерм в известной книге «Пастырь» говорит, что, доколе муж не знает греха прелюбодеяния своей жены, «не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодействе».

Подобное учение находим и в Апостольских постановлениях: «Кто удерживает растленную, – говорится там, – тот нарушает закон естества, поелику держащий прелюбодейцу безумен и нечестив (Притч. XVIII, 23): посему отсецы ю, говорит (Писание), от плоти твоея (Сир. XXV, 29); ибо она не помощница, но наветница, склонившая помысл свой к другому».

Учитель Карфагенской Церкви Тертуллиан вопрошает еретика Маркиона: «Что у тебя делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но как ты знаешь, и твой апостол (Павел в искаженных еретиком писаниях его) не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (ср.: 1 Кор. 6:15–16). Итак, законность развода имеет своим поручителем Христа… Кроме вины прелюбодеяния Бог не разрушает того, что Сам сочетал».

Эти свидетельства доказывают, что прелюбодеяние подрывает и убивает самый корень брака, и если супруги продолжают жить, то уже живут не в браке, а в греховном сожительстве. Но, с другой стороны, в творениях тех же отцов-доникейцев мы находим указания на то, что даже прелюбодеяние еще не ведет к бесповоротному разрыву супружеского союза: к нему ведет лишь «закоснелое упорство любодействующего, закоренелость его в пороке и нежелание возвратить себе расположение поруганного» (см. Глубоковский Н.). «Что же, – рассуждает Ерм, – если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли быть принята мужем ее?» – «Даже если не примет ее муж, он грешит и допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене».

О том же говорит Климент Александрийский: «Соблудившая живет греху, но умерла для заповедей, а раскаявшаяся и как бы возродившаяся по образу жизни – она получает пакибытие жизни; раз же прежняя блудница умерла, снова приходит родившаяся к жизни покаянием». Таким образом, для пострадавшего, для невиновной стороны все-таки вытекает обязанность всячески стремиться к примирению и устроению нормального порядка, «лишь после того бракоразводные намерения его будут чистыми; без этого же, цепляясь за единичный пример, он обнаружит лукавство своего сердца, забвение того, что сочетанное Богом нужно поддерживать до последней возможности и с самопожертвованием» (см. Глубоковский Н.).

Только после того, как исчерпаны все средства вразумления, невинный освобождается от своих супружеских обязанностей. В этом смысле поучителен случай, который приводится святым мучеником Иустином: «Одна женщина, бывшая прежде и сама распутною, жила с распутным мужем. Когда же она, познав учение Христа, уцеломудрилась, она стала склонять к целомудрию также и своего супруга… Но он, пребывая в своих непотребствах, постоянно входил в незаконные сношения. Считая нечестивым разделять ложе с мужем, который предавался плотским удовольствиям вопреки закона природы и сверх всякой меры, она решилась окончательно порвать с ним всякую (супружескую) связь. Но при этом она уважила советы своих и принудила себя оставаться еще в надежде, что муж когда-нибудь переменится. А как сделалось известным, что муж, ушедши в Александрию, начал совершать гораздо худшее, – она, дав так называемую разводную, отделилась от него, дабы, оставаясь в союзе и разделяя с ним стол и ложе, не оказаться сообщницею в бесчинстве и нечестии».

Итак, только после того, как не остается надежды на возможность примирения между членами брачной четы, прекратившими сожительство по вине одного из супругов, невинная сторона вправе окончательно расторгнуть брак, так как союза по сути уже не существует. И здесь уже может быть поставлен вопрос о возможности повторного брака для невинной стороны.