Краски жизни - Женский портал

Украинские рождественские традиции – как в Украине праздновали Рождество в старину? Традиции празднования рождества в украине Украинские традиции празднования Рождества

Рождество в Украине

Рождественский пост

Рождеству Христовому предшествует сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), который также называют Филлиповым. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни.

В остальные дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

В последнюю неделю перед праздником пост усиливается. Кроме поста телесного, церковь напоминает о посте духовном. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Сколько дней празднуют Рождество?

В Украине Рождество начинают праздновать в Свят вечер – 6 января, тогда же и заканчивается рождественский пост. После Рождества наступают коляда или святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

На второй день Рождества, 8 января празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей".

По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.

Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством; царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

Рождественский стол в Свят вечер перед Рождеством

Современным хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово.

В Украине вечерняя трапеза на Свят вечер, 6 января, сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

После ужина, который обычно длился 3-4 часа, кутью и некоторые другие блюда со стола не убирали, а оставляли для духов умерших предков, которые, по верованию украинцев, также приходили «на рождественскую кутю».

А вот на само Рождество Христово (7 января) готовят большой семейный ужин. Пост окончился, поэтому на столе могут присутствовать разнообразные мясные блюда: домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, студень, окорок, буженина, бараний бок с кашей, а также блины, заливная рыба, пироги и пряники.

Украинские традиции празднования Рождества

В Украине в первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Под вечер 7 января шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать, чаще всего колядовали сыну или дочери.

Подробнее об украинских традициях празднования Рождества Христово

Рождественские гадания

Вы можете погадать у нас на сайте в разделе "Гадания".

Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользовались моментом и участвовали в рождественских гаданиях. Интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.
Народные приметы, связанные с Рождеством

Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество).

Когда, например, первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет – урожайный.

Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд – летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой, если снег – будут хорошо роиться пчелы.

Подготовка к Рождеству начиналась с осени

В давней украинской традиции для надлежащего празднования рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная подготовка.

Обязательно еще с поры жатв бережно хранили обжиночный Рай-дидух (Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т.д.), и отбирали мягкое благоухающее сено. К праздникам завершали практически всю важную работу по хозяйству и тщательным образом убирали в домах – выбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерки, рядна и полотенца.

Обязательно пытались купить обновки (новая одежда) для всех членов семьи и новую посуду (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.

В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и мал и стар. Бабушки, деря перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей. Также избирали своего главного атамана („березу"), побажальников (тот, кто будет желать), казначея, міхоношу (тот, кто будет носить мешок) и других исполнителей.

Рождество в Украине – слияние христианских и языческих обычаев

В канун Рождества – 6 января (этот день звали Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду – кутью и узвар. Для этого особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать „живым огнем" (потерев деревом о дерево, или огнивом), в более поздней традиции уже пользовались спичками.

Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также „непочатая" – набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи „до света", а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать.

Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, валашские орехи, мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед – вечного счастья святых на Небе). Вар или узвар готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен).

Когда Божья еда и кныши уже на скамье, то с первым лучом солнца хозяин открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвернуть злую силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечеру. Тогда уже требовалось внести в дом „Святки". Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик – три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали молитву: „Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье... Пошлите еще лучше в этом году!"

Потом брали Рай-дидуха и сено и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Впоследствии все вместе устанавливали Дидуха на покуте, стелили сеном стол и пол, и детки ритуально катались по полу, чтобы не переводилась живность.

Согласно традиционному украинскому мировоззрению Рай-дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут „Раем" (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая, и бог домашних животных.

До тех пор пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6.01, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.

Место же Дидуха в доме звалось „Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома.

Поверх сена на столе стелили первую скатерку для добрых душ и, разложив по краям чар-зелье или чеснок, застилали вторую скатерть – для людей. Посреди стола хозяин ставил для духов кныш, а хозяйка каравай, в который вставляли свечу.

Кутью и узвар торжественно переносили на покуть, предварительно собрав из кутьи сухой верх для живности. Дети в это время магически кокали и жужжали, чтобы куры и пчелы велись. Кутью накрывали кнышом, узвар – караваем и, похозяйничав со скотом, все ожидали наступления сумраков.

Готовясь к ужину, семья надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть.

Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю.

Украинские обычаи на Свят вечер – ночь перед Рождеством

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.

В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.

Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.

Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали.

По традиции, на Святвечер должно быть „богато" – 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.

После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.

После Святой Вечери и угощений не гоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.

Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.

Празднование Рождества

Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и „виншували".

Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.д.).

7 января праздновали первый день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7 - 9.01). Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались:

Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!

Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной кашей. Готовили также одно молочное блюдо.

После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. Хозяин шел хозяйничать со скотом, а пожилые люди и молодежь шли в село для общения. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить по обеде своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед „застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным „вестникам добра и счастья".

Вечером к общественной коляде „людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту


Украинские рождественские традиции – как в Украине праздновали Рождество в старину?

Праздник Рождества Христова пришел на Руcь вместе с христианством и стал одним из двух основных христианских праздников – в Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после Пасхи.

Рождество в Украине

Рождественский пост

Рождеству Христовому предшествует сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), который также называют Филлиповым. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни.

В остальные дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

В последнюю неделю перед праздником пост усиливается. Кроме поста телесного, церковь напоминает о посте духовном. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Сколько дней празднуют Рождество?

В Украине Рождество начинают праздновать в Свят вечер – 6 января, тогда же и заканчивается рождественский пост. После Рождества наступают коляда или святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

На второй день Рождества, 8 января празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей".

По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.

Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством; царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

Рождественский стол в Свят вечер перед Рождеством

Современным хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово.

В Украине вечерняя трапеза на Свят вечер, 6 января, сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

После ужина, который обычно длился 3-4 часа, кутью и некоторые другие блюда со стола не убирали, а оставляли для духов умерших предков, которые, по верованию украинцев, также приходили «на рождественскую кутю».

А вот на само Рождество Христово (7 января) готовят большой семейный ужин. Пост окончился, поэтому на столе могут присутствовать разнообразные мясные блюда: домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, студень, окорок, буженина, бараний бок с кашей, а также блины, заливная рыба, пироги и пряники.


Украинские традиции празднования Рождества

Колядки
В Украине в первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Под вечер 7 января шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать, чаще всего колядовали сыну или дочери.

Рождественские гадания
Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользовались моментом и участвовали в рождественских гаданиях. Интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.
Народные приметы, связанные с Рождеством

Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество).

Когда, например, первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет – урожайный.

Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд – летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой, если снег – будут хорошо роиться пчелы.


Украинские обычаи на Свят вечер – ночь перед Рождеством

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.

В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.

Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.

Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали.

По традиции, на Святвечер должно быть „богато" – 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.

После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.

После Святой Вечери и угощений не гоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.

Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.

Празднование Рождества

Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и „виншували".

Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.д.).

7 января праздновали первый день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7 - 9.01). Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались:

Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!

Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной кашей. Готовили также одно молочное блюдо.

После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. Хозяин шел хозяйничать со скотом, а пожилые люди и молодежь шли в село для общения. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить по обеде своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед „застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным „вестникам добра и счастья".

Вечером к общественной коляде „людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.


Рождество в Украине отмечается 7 января. Это государственный праздник, выходной день в стране. В православном церковном календаре Рождество Христово - двунадесятый великий праздник, одно из 12 главных событий годового богослужебного круга. Его отмечают православные христиане.

Традиции и обряды

Согласно религиозным традициям, в церквях проходят всенощные бдения и рождественские литургии. Главные богослужения проводятся в Киево-Печерской лавре, Свято-Владимирском кафедральном соборе, храме Рождества Христового, Свято-Покровском храме, Свято-Михайловском Златоверхом мужском монастыре. Литургии с участием митрополита Киевского и всея Украины и Киевского патриарха транслируют в прямом эфире по главным телеканалам страны.

Верующие люди придерживаются Рождественского сорокадневного поста, который начинается 28 ноября и длится до 6 января. В Сочельник (6 января) люди воздерживаются от приема пищи. Семья садится за стол только после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду и рождение Иисуса Христа. Перед тем, как приступить к трапезе, необходимо прочесть молитву. На столе обязательно присутствуют 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главное блюдо - кутья. В некоторых семьях по древней примете глава семьи подбрасывает ложку кутьи к потолку. Если она прилипает, то семью ждет благополучный год.

В селах и городах западной части Украины сохранилась традиция колядовать на Рождество. Колядуют преимущественно дети. Они рассказывают и поют колядки, за что получают сладости и деньги.

Молодые незамужние девушки гадают на суженого. Популярное старинное гадание - выбрасывание сапожка, снятого с левой ноги, за ворота. Куда будет обращен носок обуви, с той стороны необходимо ждать сватов. Если носок смотрит на ворота, то замужества в этом году не будет. Распространены также гадания по застывшему воску, кофейной гуще и пепле, по образам которых пытаются предугадать будущее.

Рождественские украшения

Рождеству предшествует Новый год, поэтому жилье и улицы городов обличаются в праздничное убранство уже в начале декабря. На площадях, в торговых центрах и в домах устанавливаются елки и зажигается праздничная иллюминация. В некоторых регионах распространено ставить в домах сноп из сена - дидух, который делают своими руками или покупают готовый в сувенирных лавочках.

Особое внимание уделяют украшению праздничного стола в Святой вечер. Стол застилают новой скатертью, под которую кладут пучок сена - символ яслей Христа. По углам размещают зубчики чеснока и деньги, которые символизируют здоровье и достаток в семье. Под стол кладут топор, на который во время ужина сидящие за столом ставят ноги. Считается, что такой ритуал принесет крепкое здоровье и силу.

Праздничный стол

В Рождественский сочельник на ужин украинские хозяйки подают 12 постных блюд. Главное блюдо стола - кутья. Ее готовят из цельных зерен пшеницы, гречихи или риса, с добавлением меда, изюма, кураги, измельченных грецких орехов и мака. В традиционное меню входят вареники, галушки, пироги с начинкой из фасоли или бобов, соления, салаты, овощные рагу, голубцы с грибами, запеченный карп или щука. На десерт подают пирожки со сладкой начинкой и пряники. Традиционные напитки - узвар или компот из сухофруктов, ягод и шиповника.

Те, кто придерживался поста, начинают разговение 7 января. Хозяйки подают мясные блюда: запеченного гуся или курицу с яблоками, домашние свиные колбасы, заливное. Разрешается употреблять алкоголь.

История праздника

На территории современной Украины традиция отмечать Рождество Христово появилась после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Святой вечер (6 января) был началом рождественских праздников - Святок, которые длились до Крещения (19 января). В эти дни люди прославляли Иисуса Христа, устраивали народные гуляния.

Популярным праздничным действием было колядование. Колядники выбирали ватага (руководителя), который разыгрывал роль козы. «Козу» наряжали в вывернутый тулуп, прикрепляли рога, хвост и вешали колокольчик на шею. Популярными участниками выступали черт, жид, смерть с косой, цыган. Обязательным атрибутом была Вифлеемская звезда на посохе, которая изготавливалась из цветной бумаги, самодельных гирлянд и лент. В центр помещали икону Рождения Христа или Божией Матери. Колядники ходили по дворам, разыгрывали шуточные сценки и пели песни, в которых желали здоровья и благополучия всем членам семьи. Хозяева домов одаривали их праздничными лакомствами и монетами. Если в семье были незамужние девушки, то они давали каждому участнику яблоки и орехи.

Важным атрибутом Святок был дидух - сноп из колосьев ржи, льна, овса или пшеницы. Его заготавливали во время жатвы и заносили в дом в Святой вечер. Стоящий в углу дидух олицетворял души умерших предков и приносил в дом благополучие.

В XVII веке на территории Украины распространился вертеп. Это действие представляло кукольный театр, в котором разыгрывались библейские сценки рождения Иисуса Христа.

В 1917 году, после установления большевистской власти, вышел указ о запрете празднования Рождества. Богослужения, наличие рождественских атрибутов (елок, дидухов, Вифлеемских звезд), упоминания об этом религиозном празднике жестоко карались законом. В 1935 году советская власть перенесла традицию наряжать елку на Новый год, который в последующем стал главным семейным праздником. В декабре 1990 года Рождеству вернули статус официального государственного праздника.

Города и курорты

Рождественские каникулы в Украине пройдут в теплой колоритной атмосфере.

Насладиться живописной природой, прикоснуться к украинским традициям и культуре представится возможность в Карпатах. В городе Яремче можно найти развлечения на любой вкус. В урочище Багровец имеется пологий склон для катания на санках и начинающих лыжников. Любители природы смогут посетить пешие и конные прогулки по зимним лесам. В период рождественских праздников в городе устраиваются ярмарки, на которых можно приобрести декорации, сувениры, подарки, товары народного ремесленничества, полакомиться национальными сладостями и горячим глинтвейном. Яремче славится колоритным фестивалем «Карпатия», на котором можно посмотреть рождественские вертепы. В них участвуют известные актеры, музыканты и журналисты.

Недалеко от села Поляница разместился горнолыжный курорт Буковель, который признан наиболее быстро развивающимся курортом мира. Он предлагает туристам 62 трассы всех уровней сложности, 16 подъемников, пункты проката снаряжения, квалифицированную лыжную школу. Для любителей необычных развлечений организуются прогулки на собачьих упряжках и снегоходах.

Национальный природный парк «Гуцульщина» восхитит путешественников живописными пейзажами и сохранившейся самобытной культурой местных жителей. В поселении можно ознакомиться с древними традициями и народными ремеслами гуцулов. Усадьба Святого Николая, которая разместилась в селе Пистынь на территории парка, привлечет внимание детей. Они смогут навестить любимого персонажа, который живет в колоритной гуцульской хате и получить от него подарки. Представит интерес посещение необычного музея новогодних и рождественских игрушек.

В Украине Рождество Христово — важный религиозный праздник, к которому люди готовятся заблаговременно. Рождество наполнено различными традициям и обрядами, которые в Украине соблюдаются с особым усердием.

Начиная со 2 января, на которое припадает праздник: день Игната украинцы начинают наводить порядок в своих жилищах и украшать их в рождественском стиле.

В день Анастасии (4 января) хозяйки продумывают праздничное меню и закупают необходимые продукты. В завершение предрождественской подготовки на Свят Вечер 6 января, украинские женщины накрывают праздничный стол, который должен включать 12 постных блюд. Эта традиция завершает великий 40-дневный пост, который называется св. Четыредесятница либо Филлипов пост. Поэтому не стоит путать рождественское меню с подборкой блюд на Свят вечер.

Ежегодно дата празднования Рождества неизменна, но почему, то многие из нас все, же теряются, и не знают, когда именно наступит Рождество. А некоторые как было отмечено ранее, путают рождественский вечер со святым вечером. Так вот давайте уясним:

  • 6 января 2020 года — включает одновременно три праздника:
  1. окончание 40 дневного поста,
  2. Святой Вечер,
  3. Канун Рождества.
  • 7 января 2020 года — Рождество Христово.

Рождественские традиции

Традиция готовить на Свят Вечер (канун Рождества Христова) 12 постных блюд

Считается, что в году месяц «обходит» землю 12 раз, поэтому каждое из приготовленных 12 блюд посвящено каждому месяцу. Обязательным и основным блюдом Рождественских праздников считается, кутя — ей выделяется самое почетное место на праздничном столе. очень прост, поэтому приготовить ее сможет даже начинающая хозяйка. Если случилось так, что вы никогда не пробовали это блюдо, обязательно приготовьте его на Святвечер и Рождество 2020 года — тогда наверняка вы сможете насладиться незабываемым вкусом этого блюда. После трапезы Рождественскую кутю в украинских домах выставляют на окна либо оставляют на вновь убранном столе, так как по верованию «на кутю» этот вечер приходят духи умерших предков. Возле кути также ставят стакан с водой и полотенце.

Традиционное рождественское меню

Именно на Свят вечер считается традиционным приготовление узвара, каш из риса, пшена либо гречки, блюда из отварного гороха и фасоли, вареники и голубцы без мяса, особе место в рождественском меню занимает капусняк. Из выпечки украинцы пекут постные пироги с грибами, капустой или ягодами, а также вкуснейшим рождественским лакомством считаются маковые коржи.

А вот на само Рождество Христово (7 января) готовят большой семейный ужин. Пост окончился, поэтому на праздничном столе могут присутствовать разнообразные мясные блюда.

Как празднуют Рождество в Украине

В первый день Рождества по традиции семьи сидят дома, в гости почти никто не ходит. Исключение только для женатых детей (с невесткой или зятем). В рождественский вечер они должны посетить после обеда своих родителей и принести им небольшой гостинец.

Колядки на Рождество Христово

Под вечер 7 января у дверей домов появляются первые детские ватаги колядников. Тексты колядок наполнены словами прославляющими Рождение сына Божьего и пожеланиями добра, радости и счастья каждому дому. Дети обожают, этот обычай ведь за каждое выступление их ждет сладкий гостинец либо небольшая денежная благодарность.

В старину вечером к общественной коляде «людно» готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирался руководитель – Береза (Березай), латковый (который собирает сало и колбасы), хлебоноша, казначай, назначался звездарь (носивший зарю), выбирались звонари, танцоры и скрипачи. Колядовать нужно было несколько ночей подряд, пока колядники не обходили каждое жилище в поселении.

Начиная с 8 по 21 января крестники носят своим крестным святую вечерю, за что вторые одаривают их подарками.

Рождественские гадания

Традиционные рождественские обряды — это гадания. В Украине в основном гадают на суженного незамужние девушки. Оптимальное время для рождественских гаданий — это Святки – от Святого вечера до кануна Крещения, то есть с 6 по 18 января. Самыми верными считаются гадания на старый новый год и страшные вечера 15-17 января. Варианты гаданий — различны, но чаще всего в старину девушки гадали для развлечения. Хотя если сейчас расспросить на эту тему своих бабушек или пробабушек, то зачастую можно услышать, что гадание сбылось и однажды имя суженного было предначертано в гадании.

Рождество Христово наполняет каждый дом благодатной атмосферой любви, радости и семейного счастья!

Распечатать текст

Рождественская литургия в Софийском соборе Киева в этом году имела особое значение для Украины. 7 января в древнейшем киевском храме выставили пергамент с текстом томоса об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ).

Документ, окончательно разделивший украинскую и российскую церкви, был подписан 5 января Вселенским патриархом Варфоломеем. В этот день назвали трагическим в истории православия.

В воскресенье в соборе святого Георгия в Стамбуле состоялась церемония вручения томоса об автокефалии. Предстоятелем ПЦУ стал митрополит Епифаний, он же и получил документ во время воскресной службы. Таким образом, процесс создания новой церкви на Украине почти завершился.

Рождественскую литургию в Киеве Епифаний впервые провел как глава поместной церкви. На праздничную службу в Софийский собор прибыли главные политические деятели страны.

Президент Украины Петр , который добивался предоставления автокефалии еще с апреля прошлого года, присутствовал и на церемонии передачи томоса в Стамбуле, и на праздничной литургии в Софийском соборе. Кроме него на службу пришли также члены кабинета министров, экс-премьер и экс-президент , который, по его словам, в свое время также пытался добиться автокефалии украинской церкви.

На Софийской площади был установлен экран, на котором горожане могли увидеть, как проходит служба. Трансляцию литургии также вели некоторые украинские телеканалы.

Перед началом службы в храм торжественно занесли томос об автокефалии. Как сообщает , украинский президент и предстоятель ПЦУ развернули пергамент с текстом томоса и установили его перед алтарем. После литургии документ будет находиться в Трапезном храме Софии Киевской, где любой желающий сможет посмотреть на него.

Однако сперва томос привезут обратно в Стамбул, поскольку сейчас он подписан только Вселенским патриархом. Для вступления документа в силу его должны подписать все члены Святейшего Синода Константинопольского патриархата, сообщил руководитель департамента по делам религий и национальностей министерства культуры Украины Андрей Юраш.

Во время праздничной литургии священнослужители молились за украинскую армию и независимость Украины.

Также митрополит Епифаний сравнил рождение Христа с рождением новой самостоятельной церкви на Украине, которое произошло в одно и то же время.

Политические руководители Украины поздравили граждан с Рождеством. Петр Порошенко, разумеется, в своем поздравлении отметил значимость произошедших событий и поздравил граждан с «рождением независимой Православной церкви Украины».

«В этом году Рождество для нас — особенно большой и торжественный праздник, потому что Православная церковь Украины получила томос об автокефалии. Мы, наконец, освободили нашу церковь из плена московской неволи, и она, равная среди равных, вошла в семью, которая теперь состоит из 15 независимых православных церквей», — сказал президент.

Он также выразил надежду на скорое прекращение военных действий. «В эти праздничные дни особенно молимся за наших воинов. Пусть Господь сохранит их жизни и всю нашу страну от всякого зла. Пусть новорожденный Спаситель Иисус Христос пошлет нам долгожданный мир и благословит каждую украинскую семью и каждого украинца», — говорится в обращении.

Митрополит Епифаний также последовал примеру президента и в своем поздравлении отметил, что Украина получила большой дар. «Мы празднуем не только эту большую радость прихода в мир Спасителя нашего, который пришел ради нашего спасения. Мы радуемся и возлагаем в дальнейшем нашу надежду на Бога и верим, что в будущем новом 2019 году, получив этот великий дар — признание автокефалии Украинской православной церкви, мы объединим все украинское православие вокруг киевского престола.

Мы верим в то, что в следующем году воцарится тот долгожданный мир в Украине: будет завершена война на востоке, мы вернем оккупированные территории, вернем Крым и все у нас будет идти так, как мы этого хотим», — сказал глава ПЦУ.

Каноничная Украинская православная церковь, оставшаяся частью РПЦ, отмечала Рождество в Киево-Печерской лавре. В сочельник в храме прошло всенощное бдение с освящением хлебов, а утром митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжественную литургию. Он совершил сугубую молитву о мире на Украине. Также была вознесена молитва о единстве Православной Церкви. Трансляцию праздничной службы вели телеканалы «Интер» и «Глас».

Митрополит Онуфрий в своем обращении пожелал каждому найти свою звезду, которая проведет через все сложности жизни. «Пусть каждый из нас пытается сделать свое сердце наподобие вифлеемской пещеры, чтобы в нас вместился невместимый Бог, чтобы в нашем сердце вместилось Царство Божье, потому что, где Бог — там его Царство, — сказал митрополит. — Пусть каждый из нас ищет свою звезду, которая ведет человека к , чтобы эта звезда провела нас через запутанную, сложную земную жизнь, чтобы мы нашли то, ради чего Господь нас создал — нашли Христа и в нем спасение и вечную жизнь. Еще раз поздравляю Вас с Рождеством Христовым. Пусть Бог всех нас благословит».

Руководитель информационного отдела УПЦ, архиепископ Ирпенский Климент сообщил ТАСС, что

отметить Рождество в храмы Украинской православной церкви пришли миллионы верующих.

«Недавняя трансляция богослужения в Киево-Печерской лавре показала, что храм молитвы полностью заполнен верующими. То же можно сказать и о храмах УПЦ по всей Украине. Миллионы верующих поддерживают каноническую церковь, несмотря на агитацию провластных телеканалов и призывы переходить в новую церковную структуру сомнительного содержания», — сказал он. Архиепископ также сообщил, что на сегодняшний день церковь сохраняет 12,5 тыс. приходов, и, тем самым, остается самой большой в стране.

По данным Министерства внутренних дел Украины, около 4 млн граждан приняли участие в праздничных богослужениях по всей стране.

Свое рождественское поздравление украинцам направил также и глава РПЦ, патриарх Кирилл. По традиции, его послание ежегодно зачитывается в ходе праздничной литургии седьмого января. Однако в этом году украинская таможня не пропустила тираж рождественского послания патриарха Кирилла.

Глава РПЦ, к слову, до последнего призывал патриарха Варфоломея остановить процесс автокефалии. После того, как процедура все же была совершена, в РПЦ заявили, что поместные церкви на Украине должны выбрать, к какой религиозной структуре они будут относиться.

Процесс сепарации украинской церкви можно назвать завершенным. При этом остается еще одна важная часть: признание автокефалии ПЦУ другими поместными церквями.

Здесь пока нельзя дать однозначных прогнозов, однако, если категорическая позиция патриарха Кирилла получит поддержку, то независимость новой церкви останется в подвешенном состоянии. Также не стоит забывать и о таком важном факторе, как численность приходов. Здесь преимущество на данный момент остается у УПЦ.

Таким образом, это Рождество действительно стало историческим событием для россиян и украинцев. Архиепископ УПЦ Климент уже заявил, что проведение совместных служб с новой церковью не является возможным.

«Новая церковь является неканонической религиозной организацией. Это означает, что, как православная церковь, которая имеет власть совершать полноту всех таинств, эта религиозная организация таковой не является. Поэтому сослужить с религиозными деятелями этой церкви мы не имеем никакой возможности», — цитирует слова архиепископа.

Кроме того, в 2019 году главный православный праздник все же приобрел политический окрас. Об этом свидетельствуют заявления политических руководителей Украины. Петр Порошенко, например, после церемонии в Стамбуле заявил, что получение томоса об автокефалии — это еще один атрибут независимости Украины.

«Он завершит утверждение самостоятельности Украинского государства, укрепит религиозную свободу, межконфессионный мир. Он усилит права и свободы граждан, особенно тех, которые находились вне общения со Вселенским православием, которых несправедливо клеймили неканоничностью», — заявил украинский президент.

Он также пообещал, что граждане страны по-прежнему могут свободно выбирать вероисповедание. «Я как президент гарантирую от имени государства, что Украина будет уважать религиозный выбор, свободу вероисповедания каждого гражданина», — отметил Порошенко.

Украинские политики долго шли к этому событию. Для президента Украины Петра Порошенко этот шаг дал возможность полностью сформировать лояльную себе церковь. Кроме того, открытая поддержка ПЦУ государством также говорит о том, что власть рассматривает это важное в религиозном мире событие как инструмент создания украинской идентичности и полного разрыва отношений с Россией.